ОТ ИЗДАТЕЛЯ:
Здесь Вы познакомитесь с тремя главами будущей книги Антона П. Благина:
- Откровение - Евангелие в пересказе философа - Памяти ученого Г. Х. Эрстеда
А все подробнее Вы узнаете из книг Антона П. Благина, перечень которых со ссылками на *.zip
обозначены в конце страницы. ***
Антон Павлович Благин ...
"Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света"
Иисус Христос
ПАМЯТИ УЧЁНОГО Г. Х. ЭРСТЕДАподарившего миру, благодаря вере
своей, великие идеи, открывшие перед исследователями природы новые научные горизонты
…Уже многие столетия живущие на разных континентах
люди знали о существовании природного магнетизма и электричества, но развитие учений
об этих явлениях происходило независимо друг от друга. Никто просто не подозревал о
связи одного явления с другим, хотя и было издавна отмечено сходство электрических и
магнитных взаимодействий (для обоих типов взаимодействий наблюдалось, например, и
притяжение, и отталкивание). С открытия датского учёного Ганса Христиана Эрстеда,
которое он сделал в 1820 году, начался процесс создания единого учения об электромагнетизме.
Эрстед с юных лет увлекался химией, физикой,
философией Шеллинга и был верующим в Бога человеком. В 1797 году Эрстед закончил
Копенгагенский университет, получив диплом фармацевта. На мир он смотрел глазами
философа и часто рассуждал так: если Творец один, то, значит, всё во Вселенной
содержит в себе одну и ту же первооснову, создано из одной праматерии, а все силы
природы происходят от единого первоисточника сил. Глубоко проникшись идеей о единстве
сил природы, в 1812 году он заявляет о возможной связи электрического тока и
магнетизма. Однако, проходят годы, а обнаружить на опыте видимую связь между двумя
явлениями не удаётся ни ему, ни кому другому. Наступает 1820 год. Во время лекции,
которая проходит в Копенгагенском университете и сопровождается демонстрационным
опытом, профессор Эрстед и несколько обучающихся у него студентов обращают внимание
на странное поведение магнитной стрелки, находящейся неподалёку от электрического
провода. В ходе лекции Эрстед демонстрирует студентам работу электрической батареи,
которую он изготовил сам своими руками. Эрстед замыкает полюса батареи металлическим
проводом, чтобы все увидели электрическую искру и убедились в том, что электричество
может возникать в результате химической реакции, и вдруг оказавшаяся совершенно
случайно рядом с проводом магнитная стрелка делает резкий поворот. Эрстед отсоединяет
провод от батареи, и стрелка под воздействием земного магнетизма возвращается в
первоначальное положение. Понимая значимость своего открытия (открыт магнетизм,
порождаемый электрическим током!!!), Г.Х Эрстед незамедлительно проводит серию опытов
и пишет свою знаменитую научную работу объёмом всего в четыре страницы, в которой
рассказывает, какие исследования ему удалось выполнить с помощью магнитной стрелки
и какие неожиданные выводы из наблюдений он сделал. Эрстед издаёт свою работу в виде
крохотной брошюры и рассылает печатные экземпляры известным европейским учёным.
Она производит на всех естествоиспытателей неизгладимое впечатление. Начинается
всплеск исследований в области электромагнетизма. К Эрстеду приходит признание и слава.
В 1821 году Эрстед много времени отдаёт
философским размышлениям. Он перечитывает христианские святыни - Евангелия, пытается
постичь глубинный смысл каждого слова Сына Божьего Иисуса Христа, и вдруг, однажды,
начинает понимать, что свет, светоносная материя - первооснова и праматерь всего, что
есть во Вселенной. Разве не это пытался объяснить всем великий Учитель, сказавший
слова: "…веруйте в свет, да будете сынами света"(Евангелие от Иоанна, глава 12, стих 36), - спрашивает себя Эрстед. Если
слова Христа отражают истину, - размышляет он далее, - то, свет должен иметь
теснейшую связь со всеми другими природными явлениями. Утвердившись в этой мысли,
Эрстед высказывает в стенах родного университета неожиданную для своих современников
идею о связи света с электричеством и магнетизмом...
…Через 10 лет в далёкой Шотландии у
супружеской четы Максвеллов родится мальчик. Ему дадут имя Джеймс. Впоследствии
Джеймс Клерк Максвелл станет великим учёным. Он докажет с помощью своих
математических уравнений, что идея Эрстеда о связи света с электрическими и
магнитными явлениями абсолютна верна. Максвелл создаст теорию электромагнитного поля,
а главный труд своей жизни он назовёт так: "Электромагнитная теория света". Случится
это в 1865 году, через 14 лет после смерти Эрстеда. Пройдёт ещё несколько лет, и
английский телеграфист Джорд Мэй откроет явление, которое будет названо внутренним
фотоэффектом. В 1873 году Мэй обнаружит, что под влиянием освещения происходит
изменение электропроводности металла селена. Ещё через 15 лет, в 1888 году, немецкий
учёный Генрих Рудольф Герц в ходе своих экспериментальных исследований откроет
радиоволны. Он создаст опытную установку, в которой поступающий от гальванической
батареи постоянный ток будет преобразовываться в переменный ток очень высокой частоты.
Этот переменный ток, проходя по конструкции, состоящей из двух коротких металлических
стержней, будет возбуждать в эфире невидимые волны.
Существование эфира - вездесущей всепроникающей светоносной среды - автор
электромагнитной теории света Д. К. Максвелл научно обосновал в 1865 году так.
"…Исходя из явлений тепла и света, мы имеем основание полагать, что имеется какая-то
эфирная среда, заполняющая пространство и пронизывающая все тела, которая обладает
способностью приводиться в движение, передавать это движение от одной своей части
к другой и сообщать это движение плотной материи, нагревая её и воздействуя на неё
различными способами. Энергия, сообщённая телу нагреванием, должна была ранее
существовать в движущейся среде, ибо волновые движения оставили источник тепла за
некоторое время до того, как они достигли самогo нагреваемого тела, и в течение
этого времени энергия должна была существовать наполовину в форме движения среды и
наполовину в форме упругого напряжения. Исходя из этих соображений, профессор В.
Томсон доказал, что эта среда должна обладать плотностью, сравнимой с плотностью
обычной мате-рии, и даже определил нижнюю границу этой плотности. Поэтому мы можем
как данное, выведенное из отрасли науки, независимой от той, с которой мы имеем
дело, принять существование проникающей среды, обладающей малой, но реальной
плотностью и способностью приводиться в движение и передавать движения от одной
части к другой с большой, но не бесконечной скоростью..." Д. К. Максвелл
"Динамическая теория электромагнитного поля", часть I. Перевод с английского
выполнен З.А. Цейтлиным. Процитиро-вано по книге Г. М. Голина и С. Р. Филонович
"Классики физической науки", Москва, "Высшая школа", 1989, с. 479-480.
Другое устройство (в виде
незамкнутой проволочной петли с шариками на концах), находящееся на некотором
удалении от первого, станет улавливать эти волны, а их энергию преобразовывать в
заметные для глаз электрические искры. Герц проведёт кропотливые исследования и
выяснит, что открытые им волны абсолютно тождественны световым волнам, которые к
тому времени были уже хорошо изучены физиками-оптиками. Они имеют ту же скорость
распространения в пространстве, близкую к 300000 км/сек, подчиняются тем же законам
отражения и преломления и отличаются от волн видимого света только частотой своих
колебаний. Тем самым, Герц окончательно докажет, что философская мысль Эрстеда была
правильной. Одновременно, он докажет правоту разработанной Максвеллом электромагнитной
теории света…
Эту историю про учёного
Ганса Христиана Эрстеда, подарившего миру великие идеи, открывшие перед исследователями
природы новые научные горизонты, мне пришло на ум пересказать сегодня вовсе не для
того, чтобы просто напомнить своим современникам, что, дескать, жил когда-то на земле
столь замечательный человек. Я взялся за перо, чтобы попросить физиков, живущих в
самых разных странах мира, а также всех любителей естествознания разобраться вот в
каком тёмном деле… В современных сборниках
научных работ и в справочных пособиях, в которых перепечатывается знаменитая статья
Эрстеда "Опыты, относящиеся к действию электрического конфликта на магнитную стрелку",
её публикацию нередко сопровождает следующий комментарий: "…Работа Эрстеда стала
крупнейшей вехой в истории физики, хотя объяснение обнаруженного эффекта, данное
датским учёным, было ошибочным". Такой комментарий есть, например, в книге Г.М. Голина
и С.Р. Филонович "Классики физической науки" (Москва, издательство "Высшая школа", 1989, с. 308).
Если я правильно понял смысл данного утверждения,
то, выходит, есть среди нас учёные, которые считают, что Эрстед обрёл мировую известность
только потому, что ему улыбнулось счастье открыть сам факт влияния электрического тока
на магнитную стрелку. Что же касается данного Эрстедом объяснения обнаруженного эффекта,
то оно ошибочно, - утверждают эти учёные...
Но почему? - хочу я спросить. В чём именно
Эрстед ошибся? Неужели его научное объяснение открытия всё целиком - одна большая шибка?
Когда я лично ознакомился со статьёй Эрстеда
"Опыты, относящиеся к действию электрического конфликта на магнитную стрелку", то
обнаружил в ней нечто такое, что буквально принудило меня выступить в защиту датского
учёного и, вместе с тем, провести маленькое научное расследование. Я увидел, что
Эрстед рассказал в своей короткой статье не про одно, а сразу про два открытия.
Второе открытие он сделал сразу же вслед за первым с помощью всё той же магнитной стрелки.
Что же ещё открыл Эрстед, кроме "влияния
электрического тока на магнитную стрелку"? Почему о втором его открытии нельзя
прочесть ни в одном учебнике по физике? Мне
кажется, что я нашёл ответ на этот вопрос. Но прав я или нет, судить Вам, читатель.
Я полагаю, всё дело в том, что второе открытие Эрстеда вошло в противоречие с
парадигмой науки двухвековой давности. …В
незапамятные времена самым страшным диктатором на земле была Римско-католическая
Церковь. С XIII века она властвовала над большинством стран Европы, в том числе и над
маленькой Данией, родиной Г. Х. Эрстеда. Клан священников-католиков определял, какое
знание о Природе истинное, какое ложное, чему можно учить молодёжь в университетах и
школах, а чему учить нельзя. Инакомыслящих Церковь наказывала лютой смертью. Их
объявляли еретиками и сжигали живьём на кострах, которые возводились на центральных
улицах городов и на площадях. Священнослужители-католики считали полезным для себя
именно таким варварским способом, устраивая публичные казни, периодически нагонять
страх на народ, дабы всякий человек, видя мученическую смерть другого, мог буквально
нутром прочувствовать силу власти Святой Церкви. Священник-католик считал в порядке
вещей пройтись по улице, высмотреть среди народа женщину с безупречными чертами и
объявить во всеуслышание, что она - ведьма, что её душой завладел Дьявол, миф о
котором, надо думать, сами католики и сочинили. Этого совершенно нелепого обвинения
было достаточно, чтобы женщина тотчас же оказалась в руках Инквизиции, а завтра - на
костре. Костры полыхали по всей Европе, и продолжалось это вплоть до начала XIX века.
По данным историков, палачи в мантиях священнослужителей, провозгласившие себя
наместниками Бога на земле и продолжателями дела Иисуса Христа, за период с 1484 года
по 1782 год только женщин казнили около 300 тысяч. (В течение 298 лет каждый день
горело, в среднем, 275 костров).
Указанная цифра приведена в журнале
"Сторожевая башня возвещает Царство Иеговы", номер от 15 октября 2002 г. "Кто в
ответе за всё зло?", с. 5. Ссылка на энциклопедию "World book". Мой комментарий:
прежде я никогда не задавался вопросом, почему Римско-католическая Церковь боялась
женщин дивной красоты, клеила на них ярлык "ведьма" и сжигала живьём, но однажды я
словно чей-то голос услышал... "Католики говорили, что в женщин, которых они
отправляют на казнь, вселился Дьявол. Это - чудовищная ложь. Вспомни похожую историю
про царя Ирода, про казни младенцев. Католики-священники - это Иудеи. Разве не
сказано в Евангелии: по делам их узнаете их. Они - волки, надевшие овечьи шкуры.
Властвуя над Европой, они боялись, что на одну из самых красивых женщин в самый
чёрный период европейской истории мог снизойти дух Святой, и тогда она, как дева
Мария, могла бы родить ещё одного Сына Божьего. Рождения нового Спасителя эти злодеи
и не хотели допустить..."
Женщин, которые могли родить совершенно здоровых и
к тому же красивых детей, жгли живьём на том основании, что все они признали себя
под пытками ведьмами и колдуньями. Несмотря
на весь ужас ситуации, сложившейся в странах, которые оказались под властью Римско-
католической Церкви, находились среди образованных людей смельчаки, которые пытались
поднять в обществе вопрос: "А судьи кто?" Они вопрошали: "Разве Бог, путь к познанию
которого открыл людям Христос, мог дать бессердечным католикам право вот так нелепо
распоряжаться жизнями людей?" Многие просто не верили в существование Дьявола, слухи
о котором усиленно распространяла Церковь. Талантливые учёные, большие знатоки
Природы, стремясь постичь записанные в Евангелиях слова Иисуса Христа о Царстве
Небесном, о Боге вездесущем, "обитающем в неприступном свете, Которого никто из
человеков не видел и видеть не может" (Христианские греческие писания, "1-е Тимофею",
глава 6, стихи 15-16), один за другим стали приходить к выводу,
что основоположник христианства в своих проповедях называл Отцом Небесным не какую-то
личность в образе и подобии человеческом, а первородную Вселенскую сущность -
светоносный эфир - загадочную субстанцию, тончайшие вибрации которой дают человеку
и всем живым тварям на земле ощущения света и тепла.
На территории, подконтрольной Римско-католической Церкви, думать о Боге, творящем
жизнь, о духе Святом, как о невидимой тончайшей материи света, о вездесущем эфире,
начинало всё больше и больше людей. И всё меньше людей верило в Бога - героя
библейских рассказов, в некого демона, который будто бы когда-то, очень давно, имел
обыкновение спускаться с небес на землю, общаться посредством громоподобного голоса
с некоторыми знатными людьми, а также давать им наставления и заключать с ними устные
договоры по принципу: ты - мне, я - тебе. Особенно нелепо в глазах нашедших истину
людей выглядел теперь Библейский эпизод, в котором говорится, как однажды ночью
человек по имени Иаков, сын Исаака, оказавшись на берегу реки Иавок, столкнулся с
Некто, невидимым во тьме, и стал с ним бороться. К утру, когда взошла заря, Иаков
узнал, что он всю ночь …боролся с Богом. Как повествует древнее иудейское писание,
Бог сам сказал об этом Иакову, и дал ему новое имя - Израиль… (Библия, Бытие, глава 32, стихи 24-28)
- Бог вовсе не такой, каким рисуют Его
Святые отцы Церкви, пересказывая народу глупые истории, - стали говорить учёные
многих европейских стран, обретшие своё, научное представление об истинном Боге Иисуса Христа.
Что в этом случае делает Римско-католическая
Церковь? Она объявляет войну учёным, которые не верят в Бога Библии, не верят в
существование Дьявола и считают первоначалом всего, истинным Богом, свет, материю
света, дух Святой, тончайшую невидимую эфирную субстанцию.
Среди живущих ныне мало кто не слышал о
Джордано Бруно, итальянском учёном, которого служители культа, называвшие себя
христианами, 17 февраля 1600 года сожгли живьём на костре, сооружённом в Риме на
Площади цветов. Думаю, однако, что мало кто сегодня понимает, за что именно Бруно
лишили жизни столь варварским способом. Так вот, чтобы было ясно, поведаю вкратце о
мировоззрении этого гениального учёного.
…Бруно, как и Христос в своё время, учил людей тому, что Природа начинается с эфирной
субстанции, с ТОГО СВЕТА, который невидим (у Иисуса Христа это - "Царство Небесное").
Невидимая эфирная субстанция является одушевлённой. Её способность к действию вытекает
из её динамических свойств. Различие вещей, по Бруно, заключается не в отношении их
бытия, а в отношении их форм проявления, и та же субстанция облекается в различные
формы. Вот почему, - говорил великий итальянец, - законы Природы единообразны и
нерушимы, ибо они суть законы этой единой вечной субстанции. Бог, - утверждал Бруно,
- есть внутренняя сущность Вселенной, Бог действует в бесконечной Природе как
вездесущая творческая сила. По мысли Бруно, Бог и Вселенная - это не две различные
и самостоятельные сущности, а одна. (Бог слит с Природой, Он имманентен Природе, а не трансцендентен ей).
Своим мировоззрением Бруно вступил в резкое
противоречие с католической Церковью и с насаждаемой ею антихристианской философией,
дающей представление о Боге в совершенно немыслимой форме. По навязываемой католиками
логике получалось, что Бог есть "нечто вне природы, и, притом, производящее природу".
(В. И. Ленин "Материализм и эмпириокритицизм. Критические заметки об одной реакционной
философии", издательство ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, Москва, 1969, с. 225.)
По Бруно, мир - это вечный процесс, вечное самотворчество одушевлённой материи,
являющейся и началом и материнским лоном всей той жизни, которую мы видим вокруг себя
глазами и воспринимаем разумом. Свойственное живому миру мышление Бруно рассматривал
как изначальное и вечное свойство материи. Кроме того, Бруно доказывал материальную
однородность Вселенной и то, что существует одно Небо, одно общее пространство с
бесчисленными мирами. Бесконечность Вселенной есть выражение бесконечной силы материи…
Часть приведенных выше высказываний,
раскрывающих суть философии Бруно, принадлежит В. Вандеку и В. Тимоско, написавшим
предисловие к его книге "О бесконечности, Вселенной и мирах", которая была
подготовлена к изданию Московским историко-философским литературным институтом и
выпущена в свет в Москве в 1936 году государственным социально-экономическим
издательством, с. 31-34.
Вот как Бруно сам рассказывал об этом в своей
книге "О бесконечности, Вселенной и мирах".
"…Существуют бесконечное поле и обширное пространство, которое охватывает всё и
проникает во всё. В нём существуют бесчисленные тела, подобные нашему, из которых
ни одно не находится в большей степени в центре Вселенной, чем другое, ибо Вселенная
бесконечна, и поэтому она не имеет ни центра, ни края; ими обладают лишь отдельные
миры, которые существуют во Вселенной в таком виде, как я уже говорил, в особенности
там, где доказывал, что существуют некоторые определённые центры, каковы суть солнца
и огни, вокруг которых вращаются все планеты, земли, воды, подобно тому, как вокруг
этого соседнего нам солнца вращаются эти семь планет (Ещё две планеты в нашей солнечной
системе в то время не были открыты.). Также мы доказали, что каждая
из этих звёзд или этих миров, вращаясь вокруг собственного центра, кажется своим
обитателям прочным устойчивым миром, вокруг которого вращаются все звёзды как
вокруг центра Вселенной. Так что нет одного только мира, одной только земли, одного
только солнца; но существует столько миров, сколько мы видим вокруг нас сверкающих
светил, которые в не меньшей степени заключаются в этом Небе, в едином всеохватывающем
месте, чем этот мир, на котором мы обитаем. Но это Небо, этот бесконечный и безмерный
эфир, хотя и составляет часть бесконечной Вселенной, тем не менее не является ни
миром, ни частью миров, но оно есть лоно и вместилище, в котором эти тела суть,
движутся, живут, прозябают, вступают во взаимодействие, производят, питают и
поддерживают своих обитателей и животных и своим определённым расположением и
порядком служат высшей природе, изображая лик единого бытия в бесчисленных изменчивых
предметах…" (Подчёркнуто мною - А. Б.)
Созданное Джордано Бруно и расширенное другими философами эпохи Возрождения научное
представление о вездесущем Боге Христа, как о бесконечном и безмерном эфире,
воспринималось всяким мало-мальски образованным человеком без каких-либо вопросов и сомнений.
Это представление давало возможность думающим
людям ясно понять, почему Иисус говорил, что Бог есть в душе каждого человека, почему
Бог - это дух, и почему Бог, одновременно, есть везде.
Вместе с тем, научное представление о
бескрайнем. безмерном и невидимом эфире, материи света, вечной мыслящей субстанции,
позволяло многим людям прийти к выводу, что Римско-католическая Церковь не имеет к
истинному Богу никакого отношения, что вся власть католиков над обществом основана
на тонком обмане, на пересказе глупых библейских историй "про Бога" и на страхе,
внушаемом церковной службой сыска - Инквизицией.
Вот почему, к началу XVII века не столько учёные, сколько невидимая субстанция,
именуемая материей, представление о которой дали миру ещё философы античной эпохи,
стала врагом номер один для Римско-католической Церкви.
Учёных можно одного за другим отправить на костёр, как это мы уже делали прежде и не
раз, но идею, представление, образ, из ума миллионов людей никаким устрашением не
выкорчевать. Здесь нужен другой подход, - говорили меж собой католики.
Чтобы нейтрализовать созданное новым поколением
талантливых учёных представление о материальности всех сил Природы, о мире, построенном
из животворящей материи света, служители Римско-католической Церкви принялись
сочинять разнообразные лжеучения, которые должны были доказать не только отсутствие
в Природе эфирной субстанции, но и всякой материи вообще. В начале XVIII века
направленные против материалистической философии учения стали называть идеализмом.
Пожалуй, самое зловредное из учений указанного направления было создано епископом
Джорджом Беркли, жившим в Ирландии и написавшим в 1710 году "Трактат о началах
человеческого знания". В своём трактате епископ Беркли провозгласил, что "…материя
есть "nonentity" (несуществующая сущность), что материя есть ничто. Сначала, - говорит
Беркли, - верили, что цвета, запахи, и т. п. "действительно существуют", потом
отказались от этого воззрения и признали, что они существуют только в зависимости
от наших ощущений. Но это устранение старых ошибочных понятий не доведено до конца:
остаток есть понятие "субстанции"… На основе учения о материи или телесной субстанции
воздвигнуты были все безбожные построения атеизма и отрицания религии. Нет надобности
рассказывать о том, каким великим другом атеистов во все времена была материальная
субстанция. Все их чудовищные системы до того очевидно, до того необходимо зависят
от неё, что раз будет удалён этот краеугольный камень, - и всё здание неминуемо развалится…"
("Трактат об основах человеческого познания", написанный Беркли, процитирован по
книге В. И. Ленина "Материализм и эм-пириокритицизм. Критические заметки об одной
реакционной философии", издательство ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, Москва, 1969, с. 21-26.)
Напрочь отвергавший существование какой-либо
материи и утверждавший, что даже цвета и запахи - не больше чем наша иллюзия, епископ
Джордж Беркли был признан основоположником новой философии. Дальнейшим развитием
философии Беркли занялись десятки, а пропагандой - сотни работающих на поддержание
авторитета Римско-католической Церкви европейских профессоров, физиков и философов…
Когда более чем 100-летняя кампания по искоренению
из сознания тысяч и тысяч людей всякого представления о материальной субстанции была
почти завершена, вдруг случилось то, чего никто не ждал.
В Дании, в городе Копенгагене, в стенах
Копенгагенского университета профессор Ганс Христиан Эрстед открывает сначала
электромагнетизм, а потом.., потом он находит достаточно убедительное доказательство
существования незримой всепроникающей материи!
Какой ещё материи? Что это вообще такое? -
возможно воскликнет кто-нибудь.
- Воздух, к примеру, кто не знает, это тоже материя. Он невидим, но осязаем, когда
есть его движение, и не осязаем, когда недвижим. Выдохнув воздух из лёгких, каждый из
нас может почувствовать его воздействие на свою ладонь…
Эрстед в ходе своих опытов устанавливает, что, когда по проводу начинает двигаться
электрический ток, вокруг этого провода начинает кружиться в вихре материя особого
рода, всепроникающая, для неё не являются преградой стекло, вода, камень, металл. И
пока она кружится вокруг провода, она проявляет себя как магнитная сила, которой
обладают все естественные магниты. Это явствует из того, что, находясь в вихревом
движении, эта материя оказывает ощутимое механическое (!) воздействие на намагниченные
металлические предметы, на стрелку компаса, например.
Эрстеду первому из учёных становится ясно,
в чём состоит секрет магнетизма. До него ни один исследователь Природы не мог сказать,
в силу каких причин один магнит притягивает к себе другой магнит, потому что ничего
не было известно о происхождении магнитной силы. Не было причин даже догадаться, что
вокруг магнитов происходит движение чего-то незримого. Это позже, английский учёный
Майкл Фарадей, гениальный экспериментатор, придумает, как создавать с помощью опилок
железа зримую картину силовой характеристики движения невидимой материи, будь-то
вокруг магнитов, будь-то вокруг проводов, по которым течёт ток.
Однажды, он возьмёт лист картона, сделает в
нём маленькое отверстие, пропустит сквозь отверстие провод, расположит его вертикально,
так чтобы лист картона располагался горизонтально, насыплет на картон рядом с
проводом железные опилки, затем, пустит по проводу ток, и увидит, что опилки железа
перегруппировались в линии окружностей, создав на листе картона характерный рисунок вихря.
Ту картину, что Фарадей узрит своими глазами,
он назовёт магнитным полем, а вычерченные опилками железа замкнутые в кольцо линии
он назовёт магнитными силовыми линиями. Однако, всё это будет позже. Пока же, кроме
Эрстеда ещё никто не знает о новом явлении…
Эрстед понимает, что магнетизм происходит
от движения электрического тока, и он решает назвать те действия, что
происходят в проводнике с током и в пространстве вокруг него, электрическим конфликтом.
Вот определения, которые Эрстед дал в ходе объяснения своего открытия. "…Противоположные
концы гальванического аппарата* соединяют при помощи металлической проволоки, которую
мы будем называть для краткости проволокой-проводником или соединительной проволокой.
Действия, которые происходят в этом проводнике и в окружающем его пространстве, мы
назовём электрическим конфликтом…"
Кому не нравиться определение "электрический
конфликт", он может, при дальнейшем чтении текста статьи Эрстеда, заменять его на
привычное для себя определение "магнитное поле". Суть того, что объясняет учёный, от
этого не изменится.
Вот выводы Эрстеда, которые он сделал из
анализа увиденного им в опытах. Это про них уже почти два века говорят, что они
ошибочны. "…Электрический конфликт действует только на магнитные частицы вещества.
Все немагнитные тела проницаемы для электрического конфликта. Однако магнитные тела
или, лучше сказать, магнитные частицы этих тел, сопротивляются прохождению этого
конфликта, так что они оказываются увлечёнными столкновением противоположных действий.
Согласно изложенным фактам, электрический конфликт,
по-видимому, не ограничен проводящей проволокой, но имеет довольно обширную сферу
активности вокруг этой проволоки. Кроме того, из сделанных наблюдений можно заключить,
что этот конфликт образует вихрь вокруг проволоки. Иначе было бы непонятно, как один
и тот же участок проволоки, будучи помещён под магнитным полюсом [стрелки] относит
его к востоку, а, находясь над полюсом увлекает его к западу. Именно вихрям
свойственно действовать в противоположных направлениях на двух концах одного диаметра.
Вращательное движение вокруг оси, сочетающееся с поступательным движением вдоль этой
оси, обязательно даёт винтовое движение…"
Когда ток по проводу не течёт, магнитная
стрелка, где бы она ни находилась, над проводом или под проводом, под действием
магнетизма нашей планеты ориентируется в направлении N-S (Север-Юг).
Я добавлю только ещё одно слово, - этим
Эрстед завершает свою статью, - в работе, опубликованной семь лет тому назад
["Исследование тождества электрических и химических сил". Париж. 1813], я доказал,
что теплота и свет являются результатом электрического конфликта. Из наблюдений,
которые я привёл, можно заключить, что этот конфликт создаёт, кроме того, вихревые
движения; я убеждён, что в этих движениях будет найдено объяснение явлений, известных
под названием поляризации света".(Перевод с латинского работы Г.Х.
Эрстеда выполнен Я. Г. Дорфманом. Перевод воспроизводится по изданию: Ампер А.-М.
Электро-динамика, М., 1954.)
Эрстед по характерному поведению магнитной
стрелки открыл вокруг проводника с током именно вихрь, в буквальном смысле этого
слова. "…Иначе, - написал он, - было бы непонятно, как один и тот же участок проволоки,
будучи помещён под магнитным полюсом [стрелки] относит его к востоку, а, находясь над
полюсом увлекает его к западу. Именно вихрям свойственно действовать в противоположных
направлениях на двух концах одного диаметра…"
Как мне кажется, все целиком объяснение
Эрстеда научная цензура задробила потому, назвав его ошибочным, что учёный слишком
много раз повторил в тексте слово "вихрь". Этим словом с давних пор люди называют
часто наблюдаемое в Природе явление. Вращение огромных масс воздуха - вот что такое
для многих вихрь. Но он может возникать и в воде, и в любой другой среде. Не может
он только возникать в пустоте, в вакууме, то есть там, где нечему двигаться, вращаться.
Как установит позже французский физик
Андре-Мари Ампер, направление вращения этого вихря зависит от направления движения
электрического тока. Он предложит всем учёным для определения направления вращения
вихревого "магнитного поля" пользоваться правилом буравчика. Это правило сегодня знает каждый школьник.
* * *
Всё здесь сказанное позволяет любому
здравомыслящему человеку сделать вывод, что невидимая всепроникающая материя, таящая
в себе множество необъяснимых загадок (секрет гравитации, например), реально существует в Природе.
Если экспериментально доказан и не подлежит
сомнению тот факт, что протекание электрического тока по проводу вызывает вращение
вокруг него в ту или иную сторону чего-то, что два столетия назад учёные условились
называть "магнитным полем", то, простите, кому может прийти в ум говорить, что вокруг
провода с током вращается что-то нематериальное? ...
Вот и выходит, что во глубине микромира, за
пределами воздушного пространства, у истоков Мирозданья находится не "физический
вакуум" - "абсолютная пустота", придуманная борцами с материей в эпоху "гонения на
ведьм", а тончайшая светоносная субстанция, …о существовании которой ведали и
говорили ещё два с половиной тысячелетия назад философы Древней Греции, назвавшие
её, эту субстанцию, Эфиром.
Учёные эпохи Возрождения, боровшиеся с
диктатурой и мракобесием Римско-католической Церкви, именно к ней, Божественной
материи, лучезарному эфиру, началу всех начал, и пытались повернуть умы своих верующих
современников. Талантливые знатоки Природы объясняли людям, находящимся во власти
ложных образов и неосмысленных слов, что бескрайний лучезарный эфир, несущий в себе
и свет и жизнь, и есть - то самое "Царство Небесное", про которое Иисус Христос
сказал такие слова: "Царство Божие внутри тебя и повсюду вокруг тебя… Тот, кто
постигнет смысл этих слов, обретёт бессмертие…" (Апокрифическое Евангелие от Фомы.)
Не могу не вспомнить в этой связи строки
"Философского сонета" выдающегося учёного Джордано Бруно. Его он написал незадолго
до казни, представляя себя уже стоящим на костре, зажжённом палачами в мантиях
священнослужителей.
"…Отсюда ввысь стремлюсь я, полон веры,
Кристалл Небес мне не преграда боле,
Но вскрывши их, подъемлюсь в бесконечность.
И между тем, как все, в другие сферы
Я проникаю сквозь эфира поле,
Внизу - другим - я оставляю Млечность…"
Философский сонет Д. Бруно опубликован в сборнике "Европейские поэты Возрождения",
Москва, "Художественная литера-тура", 1974.
Думаю, что сейчас пришло, наконец, время
сказать, о чём конкретно я хотел попросить физиков всего мира и любителей
естествознания. В науке не может быть срока давности. Мы, живущие ныне, должны, нет
- просто обязаны сделать всё от нас зависящее, чтобы её величество Истина однажды
восторжествовала.
Сейчас за датским учёным Гансом Христианом Эрстедом числится только
одно открытие: "Эрстед отрыл влияние электрического тока на магнитную стрелку". Его
именем также названа единица напряжённости магнитного поля - один Эрстед.
Я считаю, что, справедливости ради, в истории
физики должно быть записано за ним и второе открытие: "Эрстед открыл с помощью
магнитной стрелки наличие вихря материи вокруг проводника с током".
За этими словами
должно идти ещё одно сообщение, чтобы у всех, кто изучает физику, была полная ясность
с определениями: "Магнитное поле есть не что иное, как вихревое движение материи,
открытое Эрстедом".28 февраля 2003 г.
Антон Благин,
член Союза писателей России ***************
Если Вам небезразлична ВАША жизнь и Вы желаете смотреть на мир открытыми глазами -
Вам в этом помогут книги А.П. Благина:
- его программный труд
"ГЕОМЕТРИЯ ЖИЗНИ" - скачать (957кБ)
- и книги, раскрывающие шире страницы "Геометрия Жизни":
"РАСПЯТОЕ СОЛНЦЕ" - скачать (1804кБ)
"КОРЕНЬ ЗЛА" - скачать (132кБ)
"СВЕТ НЕБЕС" - скачать (6879кБ)
"СПАСИТЕЛЬНОЕ ТРИЕДИНСТВО" - скачать (108кБ)
"Веруйте в свет, да будете сынами света" - скачать (187кБ) |